Объем действующей инвестпрограммы РЖД до 2023 гг., утвержденной в начале 2021 г., составляет около 2,3 трлн руб., в том числе на 2021 г. – 731,6 млрд, 2022 г. – 807,4 млрд и 2023 г. – 760,6 млрд. Как ранее писал «Коммерсантъ», по состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 г. составлял 270 млрд руб.
Инвестиции РЖД, по словам Мишустина, будут направлены на продолжение работ в рамках расширения Восточного коридора, который включает увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба. Также в планах РЖД – создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения Центрального транспортного узла (ЦТУ), закупку нового подвижного состава и т.д.
Согласно проекту Транспортной стратегии, к 2024 г. предполагается увеличить провозную способность Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до 180 млн т грузов в год (в 2020 г. – 144 млн т); нарастить транзитные контейнерные перевозки до 1,66 млн TEU в год (в 2020 г. – 0,8 млн TEU, за 10 месяцев 2021 г. – 0,89 млн TEU, прогноз на 2021 г. – более 1 млн TEU). Также большой объем инвестиций планируется направить на ремонтные работы, связанный с повышением надежности и снижением аварийности на сети РЖД в рамках той же Транспортной стратегии. Согласно финансовому плану, на это планируется потратить около трети инвестпрограммы, а 1 п.п. из индексации тарифа на 2022 г. и по 2 п.п. из индексации на 2023 и 2024 гг. представляют собой надбавки на капремонт.
«Существенного влияния на рынок контейнерных перевозок не будет», – возражает исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев. Он добавляет, что в первую очередь рост цен на доставку ощутят владельцы грузов с низкой добавленной стоимостью – китайских промтоваров, отправляемых в Россию и ЕС. Но это, по его мнению, неизбежный рост на фоне масштабных инвестиций для развития железнодорожной инфраструктуры: «Важно найти разумный баланс в развитии рынка и повышении тарифов», – резюмировал он.