ООО «Rail Cargo Logistics-RUS» – логистический оператор, работающий на российском рынке с 2003 года. Входит в Rail Cargo Group (дочерняя компания австрийских железных дорог – ÖBB). Компания оказывает полный спектр логистических услуг: ускоренную железнодорожную перевозку, перевалку грузов, доставку от «двери до двери» с обеспечением полной сохранности грузов. В зависимости от потребностей клиентов Rail Cargo Logistics-RUS организует одиночные отправки, перевозки в составе группы вагонов или в составе поезда, в том числе контейнерного. Компания предлагает своим клиентам индивидуальные логистические решения, обладая профессиональным штатом сотрудников в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Шанхае, а также благодаря представительствам Rail Cargo Group в 16 странах Европы и широкой международной сети партнеров. Ежегодно компания перевозит около 1 миллиона тонн грузов по железной дороге через территорию СНГ.
Александр Петрович, компания Rail Cargo Logistics-RUS в 2018 году достигла впечатляющих объёмов перевозок в 34 000 TEU.
Расскажите, за счёт чего удалось достичь таких значимых показателей?
Кроме объективного факта роста контейнерных перевозок на российском рынке, а по оценкам экспертов в 2019 году по направлению Китай-Россия-Европа их объём может преодолеть отметку в 500 тыс. TEU, большую роль сыграли и наши собственные усилия: мы активно работаем над повышением качества услуг, развиваем комплексные мультимодальные перевозки, включающие железнодорожный, автомобильный и морской сервисы, а также услугу «последней мили»; у нас надёжные-партнёры – собственники подвижного состава, которые всегда готовы предоставить нам практически любой вид подвижного состава. К тому же мы постоянно развиваем новые перспективные направления и работаем над расширением спектра услуг.
Отдельно хочу отметить, что мы концентрируемся прежде всего на качестве сервиса. Существует огромное количество «мелочей», о которых многие экспедиторы забывают. Простой пример – недавно у компании появился клиент, который достаточно давно пользуется железнодорожным транспортом, но только от нас он узнал, что оказывается, можно получать ежедневный отчёт о местонахождении груза. Мы о таких подробностях не забываем и делаем всё, от нас зависящее, чтобы груз пришёл в срок, клиент был проинформирован, все документы оформлены в соответствии с нормативами.
За годы присутствия в России мы приобрели надёжных партнёров и широкий круг клиентов, каждому из которых можем предложить индивидуальное логистическое решение, будь то одиночная или групповая отправка вагонов и контейнеров в составе ускоренного поезда, перевалка в порту, или услуга «последней мили».
Мы организуем экспортные отправки из Москвы, Красноярска, Новосибирска, Иркутска; с китайской стороны наши контейнеры идут из Гуанчжоу, Сучжоу, Шэньяна, Линьи, Чунцина, Чэнду. По транзитным направлениям мы работаем через все три основных погранперехода: Забайкальск, Замын-Ууд и Достык.
Какие ещё новые перспективные направления вы развиваете?
Большие перспективы есть у экспортных перевозок в Китай.
Китайские потребители хотят видеть на своем рынке экологически чистые продукты питания из России, лесо- и пиломатериалы, химическую продукцию, оборудование, комбикорма.
Раньше подобные отправки было сделать достаточно проблематично из-за оторванности местных производителей от крупных логистических центров и дороговизны подобных перевозок, однако сейчас, при поддержке Российского экспортного центра, который компенсирует экспортёрам значительную часть транспортных затрат, и при содействии регионов, становится возможным организовать экспортные отправки непосредственно с мест производств.
Так, в октябре 2018 года был подписан ряд соглашений между Rail Cargo Logistics-RUS и предприятиями Краснодарского Края об отправке их продукции в г. Чэнду, – это сельхозпродукция, комбикорма, минеральные воды, соки, вина, – всё, чем славится эта солнечная земля.
Кроме того, расширяется география маршрутов и по территории самой Российской Федерации. В феврале этого года мы запустили первый контейнерный поезд с подмосковного терминала Селятино в Иркутск. Эти отправки уже регулярные – один раз в неделю по средам, срок доставки – 7 суток. Среди основных грузов – электроника, оборудование, товары народного потребления, столь необходимые в регионах.
Также совместно с АО «Русская контейнерная компания» были организованы отправки с терминала «Фрейт Вилладж Ворсино» (Калужская область) в Чэнду бумаги, оборудования и нескоропортящихся продуктов, которые идут транзитом через Монголию, с февраля этого года – также еженедельно. Сроки доставки составляют комфортные 12-14 суток.
Я считаю подобный сервис особенно важным ещё и по той причине, что он позволяет нивелировать дисбаланс грузопотоков, связанный с тем, что в европейском регионе скапливается значительное количество импортных порожних контейнеров. Обратная загрузка, как правило, значительно меньше, либо отсутствует совсем, и такие схемы позволяют максимально снижать издержки как грузоотправителей, так и собственников подвижного состава, одновременно решая вопросы снабжения регионов, а также завоза в них импорта.
Вы упомянули о сотрудничестве с Российским экспортным центром. Расскажите об этом подробнее.
РЭЦ был создан в 2018 году специально для поддержки российских экспортёров и во исполнение указа Президента РФ об увеличении объёма несырьевого и неэнергетического экспорта.
Мы, как российский логистический оператор, конечно же заинтересованы в росте подобного экспорта.
Наше сотрудничество с РЭЦ развивается очень плодотворно, с их поддержкой мы развиваем поставку несырьевой продукции из регионов России на экспорт.
Я призываю все российские предприятия, которые заинтересованы в экспорте своей продукции, рассмотреть возможности, которые предоставляет РЭЦ в виде компенсаций и субсидий как на транспортные расходы, так и на другие виды деятельности экспортного предприятия.
Совсем недавно — 29 марта — в рамках Красноярского экономического форума было подписано соглашение между АО «Российский экспортный центр», Транспортной Группой FESCO и Rail Cargo Logistics-RUS о сотрудничестве в области развития экспортных перевозок грузов в контейнерах из регионов Сибири в Китай.
Вместе с нашими партнёрами из FESCO, используя имеющийся опыт и компетенции, мы намерены разработать технологии доставки несырьевых товаров российского производства регулярными контейнерными поездами из Новосибирска и Красноярска в Китай через железнодорожные сухопутные пограничные переходы и «Владивостокский морской торговый порт» (входит в FESCO), определить маршруты транспортировки, обеспечить перевозки контейнерным оборудованием, универсальными фитинговыми платформами и доступом к терминалам. РЭЦ, со своей стороны, будет способствовать продвижению экспортных сервисов и привлечению грузоотправителей на них.
Подписание соглашения о сотрудничестве между АО «Российский экспортный центр», Транспортной Группой FESCO и Rail Cargo Logistics-RUS, г. Красноярск, 29 марта 2019 г.
Директор Rail Cargo Logistics-RUS Александр Баскаков (третий справа) и заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев (крайний справа) с партнёрами РЭЦ на форуме «Дело за малым» в Краснодаре
Одна из важнейших задач сегодня для роста экономики нашей страны в целом и транспортно-логистической отрасли – это развитие экспортного потенциала России. Я уверен, что совместными усилиями с нашими партнёрами из FESCO и РЭЦ мы сможем добиться повышения объёмов российского экспорта и снизить дисбаланс грузопотоков импорт-экспорт. В рамках новых сервисов и соглашений мы планируем расширять номенклатуру несырьевой продукции, отправляемой на экспорт из Сибири в Китай[1].
Недавно в Вене также был подписан меморандум о сотрудничестве в области информационных технологий между Rail Cargo Austria AG и ООО «Цифровая логистика». Расскажите подробнее, в чём будет заключаться сотрудничество?
Сотрудничество предполагает создание системы продаж транзитных и экспортно-импортных перевозок в режиме онлайн, в том числе с использованием Электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» — проекта холдинга «РЖД», провайдером которой с 1 августа 2018 года выступает ООО «Цифровая логистика».
Меморандум поможет обеспечить поэтапный переход к цифровым технологиям в организации международных грузовых железнодорожных перевозок в транзитном и экспортно-импортном сообщениях.
На первом этапе работы предстоит разработать единую цифровую транспортно-логистическую платформу для ведения бизнеса по организации перевозочного процесса и развития транзитного потенциала трансграничных железнодорожных перевозок грузов. Такая платформа должна обеспечить электронный обмен данными в части планирования и согласования перевозок, расчёты и мониторинг исполнения заказов.
Подписание меморандума о сотрудничестве в области информационных технологий между Rail Cargo Austria AG и ООО «Цифровая логистика»
Считается, что единая платформа предоставления логистических услуг должна напрямую связать между собой оператора и клиента и таким образом исключить из цепочки экспедитора. На мой взгляд, такой подход в корне неверен. Экспедитор – это не только тот, кто купил услуги у оператора и продал клиенту, а полноправный участник рынка, который не только может организовать взаимодействие между пятью операторами, терминалами и всеми остальными, но также рассказать клиенту, как лучше доставить груз, какие появились новые сервисы, программы субсидирования. Единая система, даже в своём идеальном виде, не сможет донести до клиента эту информацию.
Моё мнение, что не нужно пытаться убрать экспедитора из цепочки взаимодействия между участников рынка и заменить его IT-программой. До тех пор, пока экспедитор будет видеть в программе угрозу его существованию, он до последнего будет сопротивляться её внедрению.
А ведь у экспедиторов на сегодняшний день находятся большие клиентские базы.
Возьмём пример компании Uber. Без договора с таксопарками, они сделали платформу, которая состоит из приложения для водителей и приложения для клиентов, создав эффективную бизнес-модель, но нарушив при этом множество законов, сломав правила, по которым существовали таксопарки.
Я вижу выход в создании такой платформы, которая будет не над железнодорожными администрациями или ОСЖД, а будет обеспечивать обмен данными. Таким образом можно будет наладить обмен информацией через третью структуру и прямое общение между железнодорожными администрациями станет необязательным. В российской действительности мы постоянно пытаемся выстроить цепочку или вертикаль, а, на мой взгляд, необходимо просто дать коммерческим структурам доступ к информации, и они сами найдут способы использовать её и, как следствие, облегчить жизнь всем участникам рынка.
Какие планы на будущее?
Мы планируем продолжать курс на развитие экспортных, импортных и транзитных перевозок и расширение географии маршрутов. Хотим активизировать также и наше европейское направление, чему, безусловно, будет способствовать обширное присутствие группы Rail Cargo в Европе.
В 2019 году ожидается рост отправок продовольственных и сельскохозяйственных грузов, которые требуют контейнеризации, а также новых решений в подвижном составе и логистике.
Расширяется и номенклатура наливных грузов на экспорт: это соковый концентрат, виноматериалы, патока, неопасная химия, пищевые и моторные масла. Для их транспортировки очень перспективными являются флекситанки, которые мы намерены использовать.
Будет расширяться и география контейнерных отправок: сейчас основной объем импорта, минуя Москву, идет напрямую в Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород и другие города, поэтому логично из этих же точек организовывать экспортные отправки в Китай.
Кроме того, мы продолжим предоставление услуг перевозки железнодорожным, автомобильным транспортом и морским сообщением в зависимости от потребностей клиентов.
Александр, благодарим за интервью! Желаем компании Rail Cargo Logistics-RUS успешного развития.
Беседовала Наталья Фролова
Редакция выражает благодарность пресс-службе компании Rail Cargo Logistics-RUS за помощь в подготовке материала
Источник: Журнал инновации транспорта, №1 (35) 2019.
http://inno-trans.ru/data/documents/IT-35-inet.pdf